к сожалению не могу прочитать мануал так как не имею вообще мото... только готовлюсь стать кавасакаводом)))
Представлять ничего ненадо, ничего не будет при температуре ниже -40, просто в место антифриза будет ледяная каша... это не страшно. я думал мож там антифриз до минус 15 - 20...
Вот как раз основной вопрос - как ведет себя эта "ледяная каша" при кристаллизации антифриза?
Такой "каше" деваться особо некуда, поскольку "тонких" и узких мест в системе охлаждения немало, и она наверняка заметно расширяется - состоит на 40-50% из воды, то вероятно может давлением деформировать элементы системы охлаждения?
P.S.
Нашел тут:
http://www.zp-avto.ru/articles/a458/О ТЕМПЕРАТУРЕ ЗАМЕРЗАНИЯ АНТИФРИЗА И «РАЗМОРАЖИВАНИИ» ДВИГАТЕЛЯ
В отличие от воды, водно-этилен-гликолевый раствор и, соответственно, антифриз замерзает в несколько этапов. Вода замерзает «мгновенно» (разумеется, не по времени, а по температуре), то есть при 0°С это еще жидкость, а при минус 1°С - уже лед. Антифриз замерзает постепенно: в процессе охлаждения при некоторой отрицательной температуре в жидкости начинают образовываться кристаллы. Затем, при дальнейшем охлаждении жидкости, кристаллов в ней становится все больше (это состояние называется шуга, по-английски - slush ice, что-то наподобие манной каши), и, наконец, при некоторой более низкой конечной температуре эта самая шуга затвердевает.
Начальная температура образования первого кристалла называется температурой начала кристаллизации (англ. - freezing point). Конечная температура перехода из жидкого в твердое состояние называется температурой потери текучести, или температурой застывания (англ. - pour point).
Для антифризов ОЖ-40, которыми обычно пользуются автомобилисты, разница между freezing point и pour point составляет около 10°С. То есть антифриз, который начинает кристаллизоваться при минус 40°С, затвердеет лишь при минус 50°С. В промежутке между минус 40°С и минус 50°С он будет находиться в состоянии «манной каши» - более или менее густой.
В России при описании и тестировании антифризов обычно пользуются «температурой начала кристаллизации», благодаря тому что именно этот показатель описан в нашем единственном нормативном документе ГОСТ 28084-89. Однако в Европе чаще используют понятие «температура защиты от замерзания» (англ. - frost protection level). Она определяется как среднее арифметическое между температурой начала кристаллизации и температурой застывания. Думаю, именно frost protection level наиболее адекватно характеризует температуру замерзания антифриза, так как это середина фазового перехода из жидкости в твердое тело.
Здесь необходимо отметить еще один принципиальный момент. В отличие от воды, которая при замерзании расширяется в объеме на 8% и «рвет» трубы, антифриз при замерзании не размораживает двигатель. Водно-этиленгликолевый раствор при переходе из жидкости в твердую фазу не расширяется, точнее - его расширение составляет менее 1%. Это относится к антифризам с содержанием концентрата антифриза (ОЖ-К) не менее 30%.
Таким образом, при наступлении сильных холодов не следует опасаться каких-либо серьезных последствий (трещин или протечек) от антифриза, замерзшего в автомобиле. Антифриз превратится в застывшую «манную кашу», а при ослаблении холодов (или если все же удастся завести двигатель на морозе) снова станет жидким.
На сборочных производствах «российских» иномарок, например Ford, г. Всеволожск и Renault, г. Москва, концентрат антифриза разбавляют водой 50:50. Это соответствует температуре начала кристаллизации минус 37°С и обеспечивает защиту от замерзания до минус 42°С. Такого антифриза достаточно для всех широт России, включая Заполярье.Но все же расширение "менее 1%" немного напрягает...