Форум ценителей Kawasaki Ninja 250R и Ninja 300

Вокруг мотоцикла => Навыки безопасного вождения => : cirkul 20.03.2009, 17:05:46

: Вопросы кинетики и инерции
: cirkul 20.03.2009, 17:05:46
После мотокурсов, был удивлен, что на скоростях выше 25 км/час чтобы повернуть (перестроиться) в лево, надо повернуть руль вправо :-)  Кто-то может объяснить доступно, по каким физическим законам такое происходит?
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Yury 20.03.2009, 17:47:32
После мотокурсов, был удивлен, что на скоростях выше 25 км/час чтобы повернуть (перестроиться) в лево, надо повернуть руль вправо :-)  Кто-то может объяснить доступно, по каким физическим законам такое происходит?

Рули уверенно. Контрруление - это еще не все.

Спросите десять человек, как они поворачивают мотоцикл, и вы получите десять разных ответов. Чтобы докопаться до истины, мы попросили эксперта проехать трижды по хорошо знакомому ему участку дороги. В первый раз он убрал руки с руля и пытался повернуть, давя коленом на бензобак, смещая вес тела внутрь поворота и упираясь в подножки. В середине первого же поворота наш водитель испуганно схватился за руль, чтобы не вылететь с дороги, потому что байк поворачивал не так быстро, как нужно. В следующий раз он приподнял ноги с подножек и пытался рулить только рулем, без использования газа и тормозов. Байк вел себя послушнее, чем в первый раз, но все равно поворачивал не так быстро, как хотелось бы. В третий раз мы ничем не ограничивали подопытного райдера, и все получилось именно так, как он задумал. Этот нехитрый экперимент показал, что байк управляется с помощью руля, но тело, газ и тормоза приносят в поворотах немалую пользу. Как вы узнаете из этой главы, существуют четыре способа рулить байком, но только в совершенстве освоив самый первый - контрруление - вы сможете использовать остальные.

Совершенно не важно, понимаете ли вы физику процесса контрруления. Но надо четко понимать, как ваши воздействия на руль влияют на поведение мотоцикла, и что сознательное владение и постоянное применение контрруления обеспечит вам невероятную степень контроля над мотоциклом. По сути вы можете забыть термин "контрруление". Запомните лишь, что успешный объезд ямы или выигрыш в чемпионате зависит от того, как вы тянете и толкаете руль. Остальные три способа руления следует рассматривать как дополнения к первому, лишь улучшающие его. Это тонкости, но, чем лучше вы катаетесь, тем лучше понимаете, что все дело именно в тонкостях. Короче говоря - сперва нужно научиться контррулению.
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Yury 20.03.2009, 17:49:26
ТЯНИ-ТОЛКАЙ

Чем выше скорость, тем больше гироскопический эффект, и тем мотоцикл устойчивее. Чтобы повернуть на скорости 80 миль в час нужно приложить к рулю больше силы, чем на скорости 30 миль в час. Неспешное прохождение поворотов требует столь малых усилий, что большинство водителей даже не осознают их. Именно поэтому так много ответов на вопрос "как вы поворачиваете?". Можно всю жизнь думать, что байк рулится с помощью наклона, но пока не сосредоточишься на руле - не сможешь поворачивать быстрее.

Если вы уже попробовали контрруление, то заметили, что байк меняет направление в зависимости от того, как вы прикладываете силу. Отодвиньте от себя внутреннюю рукоятку, и мотоцикл неспешно войдет в поворот. Резко толкните ее, и мотоцикл завалится пугающе быстро. Толкайте внутреннюю рукоятку и тяните на себя внешнюю и эффект приятно вас поразит - байк наклонится почти без усилий.

Обратите внимание, как много сил нужно, чтобы поворочаивать на высокой скорости. Продолжайте тренировать контрруление и вы никогда не выскочите на встречную полосу. Мне жаль мотоциклистов, которым приходится спрямлять повороты. Они демонстрируют свою неспособность управлять мотоциклом, они рискуют жизнью, пересекая осевую, а еще они теряют массу удовольствия от извилистых дорог.

НЕ ДЕРГАЙ

Мягкая хватка и расслабленные руки - ключевой момент правильного вождения. Не прикладывайте слишком больших усилий к рулю в повороте. Не бейте и не дергайте рукоятки, просто тяните и толкайте их плавным контролируемым движением. Конечно, можно агрессивно заправить байк в поворот, но после этого подвескам придется поработать, а вам - подождать, пока шасси не придет в норму. В это время байк будет неуправляемым. Поэтому - забудьте о грубой силе во время руления, тогда байк будет послушным, пульс будет нормальным, а шины прослужат дольше.

НЕ ВИСИТЕ НА РУЛЕ

Поскольку рукоятки руля являются точками приложения силы при управлении, следует максимально ослабить все остальные силы, действующие на них. Используйте мышцы пресса, спины и груди, чтобы уменьшить ту часть веса вашего тела, которая удерживается руками, тогда вы сможете точнее дозировать управляющие усилия. Профессиональные спорстмены именно для этого проводят так много времени в спортзалах, закачивая мышцы торса.

Представьте, что у стальной стержень приварен одним концом к передней вилке, а вторым - к раме байка. Любое движение переднего колеса передается всему мотоциклу, провоцируя вобблинг. Но как раз это и происходит, когда вы вцепляетесь в руль до, во время или после поворота. Стоит колесу чуть вильнуть и через зажатые руки это движение перейдет на мотоцикл, нарушая его стабильность. Конечно, для поворота и выхода из него нужно прикладывать усилие к рулю, но хватка должна быть мягкой. Приучайтесь мгновенно расслаблять руки после того, как собственно руление закончено.

Ходите в спортзал и работайте над торсом. Постоянно напоминайте себе, что нужно расслабиться. Байку станет легче, а вы сможете получать больше информации от шин, лучше чувствовать дорогу и тем самым улучшить все составляющие вашей езды - от скорости в повороте до угла наклона. Если же вы вцепитесь в руль, вы никогда не сможете понять, что пытается сказать вам мотоцикл. А еще вы никогда не освоите три дополнительных способа руления.
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Yury 20.03.2009, 17:51:21
ТОНКОСТИ РУЛЕНИЯ

Потяните внешнюю рукоятку на себя, толкните внутреннюю от себя - и мотоцикл повернет. Однако этим руление не исчерпывается. Существуют четыре способа повернуть байк. Они дополняют друг друга, так что вы не сможете при подходе к очередному повороту выбрать какой-то один и применить только его. Это как если бы гольфист во время удара сосредоточился только на руках. Конечно, нужно оттачивать каждое движение, но только владение всем телом позволяет совершать идеальные удары и выигрывать международные турниры. Это относится и к мотоциклистам - контрруление поможет вам ездить лучше, но чтобы ездить по-настоящему хорошо, нужно освоить еще несколько тонкостей.

ТОНКОСТЬ 1: РУЛЕНИЕ ГАЗОМ

Мы подробнее рассмотрим работу газом в пятой главе, здесь же я остановлюсь на самом главном. Газ влияет не только на скорость мотоцикла, но и на угол наклона. Помните мы говорили, что после того, как собственно руление закончено, нужно ослабить хватку на руле? Изменение угла наклона в повороте с помощью газа поможет вам держать руки расслабленными во время поворота, в результате вы лучше поймете, что переднее колесо говорит вам о сцеплении с дорогой. В конечном счете возрастет ваша скорость, безопасность и уверенность.

Байк заваливается в поворот, когда вы закрываете газ, выпрямляется при добавлении газа и сохраняет угол наклона на ровном газу.

Давайте определим термины. "Открытый газ" означает такое положение рукоятки, при котором мотоцикл ускоряется. "Ровный газ" означает такое добавление газа, при котором заслонки карбюратора или "бабочки" инжектора двигаются чуть-чуть. На самом деле, реальная скорость мотоцикла может даже падать на ровном газу. Существует огромная разница между открытым и ровным газом. Именно благодаря ей одни выигрывают чемпионаты, а другие на своей шкуре испытывают, что такое хайсайд. Давайте поподробнее рассмотрим, как газ влияет на поведение мотоцикла в повороте.

Вы подходите к повороту на закрытом газу, начинаете рулить и байк кренится, причем угол наклона продолжает увеличиваться, поскольку газ закрыт. Как только вы достигаете угла наклона, нужного для прохождения данного поворота с выбранной скоростью, вы можете толкнуть от себя внешнюю рукоятку руля, чтобы зафиксироваать угол наклона. Или вы можете добавить газ - эффект будет тот же. Переход к ровному газу предпочтительнее, потому что позволяет зафиксировать угол наклона гораздо мягче, а кроме того дает возможность быстрее перейти к открытому газу на выходе, распрямив при этом байк.

Закрытый газ перемещает вес мотоцикла вперед. Передняя вилка сжимается, изменяя рулевую геометрию мотоцикла, и он охотнее поворачивает. Как только вы переходите к ровному газу, вес перемещается назад, вилка чуть-чуть распрямляется. Стоит вам перейти к открытому газу, большая часть веса перемещается назад, вилка распрямляется почти полностью, увеличивая тем самым радиус траектории и уменьшая угол наклона мотоцикла.

Сосредоточьтесь на правильном переходе от закрытого к ровному газу. Если открыть газ слишком рано или слишком резко, перескочив фазу ровного газа сразу к открытому, вы промахнетесь мимо апекса и пройдете поворот шире, чем планировали. Чтобы избежать этой ошибки, просто держите газ закрытым подольше. Не добавляйте газ, пока байк не войдет в поворот, а потом действуйте предельно аккуратно, чтобы мотоцикл точно прописал задуманную траекторию. Итак, когда же открывать газ? Сразу, как только байк вошел в поворот. Но чем раньше вы начнете это делать, тем плавнее должны действовать.

Плавность особенно важна, если вы управляте мощным байком, потому что в этом случае мельчайший поворот правой ручки мгновенно подключает целый табун лошадиных сил. Я усвоил этот урок, когда пилотировал Suzuki Кенни Робертса младшего, на котором он выступал в ГранПри 500. Байк мгновенно откликался на газ, поэтому в повороте мне приходилось держать его закрытым дольше, чем обычно. Стоило мне чуть ошибиться и мотоцикл мгновенно распрямлялся и спрямлял траекторию. Я навсегда запомнил, что чем мощнее байк, тем плавнее должна быть работа с газом.

ТОНКОСТЬ 2: РУЛЕНИЕ НОГАМИ

Главная ошибка при контррулении заключается в нежелательных воздействиях на руль, когда вы либо переносите на него вес тела, либо вцепляетесь в рукоятки слишком сильно. Чтобы этого избежать, нужно использовать внешнюю ногу. Если вы прижмете колено и бедро к баку, вы поможете мотоциклу начать поворот.

Суть приема заключается не в том, что вы рулите ногами, а в том, что вы переносите свое внимание с рук на ноги. Вы по-прежнему поворачиваете руль руками, только теперь ваши руки расслаблены и вы не давите на него своим весом. Этот прием многим помог избавиться от привычки висеть на руле.

Легко доказать, что мотоцикл нельзя повернуть ногами. Попробуйте во время движения перенести руки на обтекатель, бак или собственные колени. Поскольку точки приложения силы к рулю больше не существует, то как бы вы не давили ногой на бак, мотоцикл не повернет. Если же оставить руки на руле, то давление ноги на бак будет взаимодействовать с руками, создавая момент, достаточный для поворота мотоцикла.

Сядьте на стул и поднимите правую ногу вверх, одновременно занося ее над левой. Чувствуете , как напряглись мышцы живота и спины, чтобы сохранить равновесие? То же самое происходит и в повороте - торс напрягается, оставляя руки расслабленными и давая им возможность чувствовать переднее колесо и манипулировать газом, тормозом и сцеплением.

Этот прием помогает направить байк в поворот. Вы сами заметите, насколько мягче происходит смена направления, потому что ноги смягчают слишком резкие воздействия рук. С помощью внешней ноги можно также влиять на угол наклона в повороте, и опять-таки делать это гораздо мягче, чем рулем. Мы оттачиваем плавное вождение всю жизнь и руление ногима помогает нам в этом просто потому, что переносит наше внимание с рук на ноги.
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Yury 20.03.2009, 17:52:57
ТОНКОСТЬ 3: РУЛЕНИЕ ВЕСОМ

Мотоцикл весит 450 фунтов, а водитель 150 фунтов, таким образом вес человека составляет довольно большую часть системы - в данном случае 25 процентов. Движения вашего тела сильно влияют на то, как и когда поворачивает байк. Давайте обсудим руление весом подробнее.

Все мы катались на велосипеде или мотоцикле без рук и даже поворачивали. Или, как минимум, наклонялись в сторону поворота. Конечно, повороты были не такими быстрыми и четкими, как с руками, но все-таки они были. И совершались они перемещением веса тела.

Что нужно сделать, чтобы повернуть без рук направо? Наклониться вправо, то есть в сторону поворота. Именно это вы делаете и с руками на руле. Поскольку ваш торс и голова значительно выше центра масс мотоцикла (он находится где-то в районе коленвала), любое их перемещение сильно влияет на мотоцикл.

Попробуйте стоя наклониться вправо. Чувтвуете, как вес переместился на правую ногу? На мотоцикле вы бы загрузили правую подножку, помогая тем самым байку повернуть направо. Чтобы быть уверенным, что вы загружаете внутреннюю подножку, заведите привычку направлять байк в поворот с помощью подбородка или молнии вашей куртки. Держите молнию либо по центру бака, либо немного смещенной в сторону поворота. Цель этих манипуляций проста - раз уж вы знаете по опыту езды без рук, что байк поворачивает при смещении веса, вы должны быть уверенны, что переместили свой вес в нужном направлении.

Описанный навык особенно трудно дается мотокроссменам. Дело в том, что в мотокроссе техника поворотов совсем иная - тело всегда остается сверху, а мотоцикл под ним наклоняется. Если перенести эту технику на дорожный байк, она принесет только вред. Вы не сможете чувствовать сцепление колес с дорогой, подвеска будет работать с повышенными нагрузками, уменьшая доступный клиренс. Короче говоря, такая техника на асфальте не имеет смысла. Просто смещайте вес внутрь поворота, и все будет хорошо.

Чтобы понять, как байк реагирует на смещение веса, выполняйте следующее упражнение. Привстаньте на подножках, едьте прямо, а потом приподнимите одну ногу с подножки. Байк начнет поворачивать в сторону нагруженной подножки.

Но перемещение веса еще не все. Важно когда вы это делаете. Сместитесь слишком рано, и байк начнет заваливаться в поворот, прежде чем вы будете готовы повернуть. Сместите вес слишком поздно, и мотоцикл будет сопротивляться рулению, а когда все-таки повернет, то его поведение в наклоне будет нестабильным. Именно в выборе правильного момента и заключается основная трудность этого приема.

Выбор правильного момента для смещения веса особенно важен при прохождении серии поворотов. Подумайте сами - четверть веса системы перемещается во время движения. Как и когда она перемещается оказывает огромное влияние на плавность движения байка.

Чтобы успешно освоить руление весом, надо сосредоточиться на движениях тела. Начните с наклона головы и плеч в сторону поворота, одновременно начинайте перемещать зад. Не выставляйте внутреннее колено - свешивание применяется на треках, а не на улицах. Используйте смещение зада по максимуму, дюйм-другой уже сильно помогает байку повернуть. Ни в коем случае не повисайте на руле. Любое усилие, приложенное к рулю, либо меняет траекторию, либо дестабилизирует байк. Для смещения веса используйте не руки, а бедра, упираясь в подножки той частью стопы, на которой вы стоите, когда поднимаетесь на цыпочки. Не вставайте, просто немного напрягите ноги, чтобы скользнуть по сиденью. Упражнение покажется вам трудным, если вы будете упираться в подножки серединой стопы или пятками. Но если вы упретесь мысками или пальцами, вы лучше почувствуете байк.

Подсказка напоследок: не питайте иллюзии, что перемещение вашего тела рулит мотоциклом - им рулит загрузка подножек. Вы можете облазить байк вдоль и поперек, но если при этом на подножках находится равный вес - он не повернет. Но стоит загрузить одну подножку сильнее другой, и мотоцикл начнет поворачивать.

ГЛАВНОЕ - ТРЕНИРОВКИ

Вы практикуете руление каждый раз, когда садитесь на мотоцикл, но целенаправленные тренировки помогут вам освоиться гораздо быстрее. Найдите пустую парковку или заброшенную дорогу и потренируйтесь рулить.

1. Для начала поэкспериментируйте - потолкайте руль на разные лады. Медленно, быстро, сильно, слабо. Скорость может быть любой, но обратите внимание, насколько больше усилий требуется на скорости 60 миль в час, по сравнению с 30-ти.

2. Теперь попробуйте одновременно тянуть руль другой рукой. Правда, быстрее стал поворачивать? Ощущение, как будто руль с гидроусилителем.

3. Напрягите мышцы живота и спины, максимально расслабьте руки на руле. Перестаньте висеть на руле, поддерживайте положение с помощью торса. Попробуйте те же самые движения, что в первых двух пунктах, но следите, чтобы вес тела не вмешивался в ваши движения.

4. Держите торс собранным, используйте ваши ноги для поворота байка. Чтобы повернуть направо, давите левым коленом и бедром на бак. Это то же самое контрруление, только теперь ноги заставляют ваш пресс напрягаться, поэтому руки расслабляются сами собой.

5. При перестроении с полосы на полосу постарайтесь понять, как быстро ваш байк начинает поворачивать из вертикальной позиции. Попробуйте сменить полосу медленно, попробуйте быстро. Заметьте, что при быстрой смене полос вам приходится не только вводить, но и выводить байк из наклона. При медленной смене полос этого не происходит, байк выпрямляется сам. Это и есть проявление гироскопического эффекта.

6. Следуйте за товарищем по пустынной дороге, держите дистанцию побольше и повторяйте все, что он делает. Он вильнул вправо - и вы виляйте. Он наклонился налево, а потом резко выпрямился - вы делаете то же самое. Это отличный способ потренировать силу и реакцию.

7. Попробуйте на второй передаче порулить байком с газом и без газа. Обратите внимание, как охотно байк распрямляется, стоит вам добавить газ, и как неуютно он себя чувствует при любом угле наклона, если вы держите газ закрытым.

8. Попробуйте рулить ваш байк в поворотах разной крутизны и на разной скорости, но теперь смещайте вашу грудь в сторону поворота и загружайте внутреннюю подножку. Используйте мышцы бедер, чтобы перемещать задницу по сиденью. Упирайтесь в подножки передней частью стоп. Вы заметите, насколько легче перемещать вес, если ваши стопы стоят правильно.
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Yury 20.03.2009, 17:53:43
СЛОЖНЫЕ ПОВОРОТЫ

Самое главное в приемах руления - их плавное исполнение. Вы толкаете руль, давите коленом на бак, перемещаете вес тела на внутреннюю подножку и при этом грамотно работаете газом. Профессиональные гонщики делают все это рефлекторно, и все равно постоянно тренируют совокупность всех этих движений. Самое главное - освоить контруление на подсознательном уровне. Оно должно стать привычкой, так же как и правильное использование глаз. Потом начинайте постепенно добавлять другие приемы - руление газом, ногами и весом. Со временем, вы почувствуете, насколько быстрее и плавнее стали ездить, а может и начнете выигрывать гонки.

А еще вы поймете, почему опытные райдеры так любят повороты. Внезапно вы осознаете, что способны прописать задуманную траекторию с точностью до дюйма. Байк ввинчивается в поворот или напротив, увеличивает радиус, повинуясь вашей воле. Связки сложных поворотов перестали быть пугающей проблемой, они стали интереснейшей задачей. Когда из-под едущего впереди автомобиля появится яма, вы объедете ее как по волшебству. А когда вы окажетесь на дороге, где крутые повороты следуют один за другим, вы не сдадитесь и не выскочите на встречную, а станете перекладывать байк из стороны в сторону снова и снова, мечтая, чтобы повороты никогда не кончались.

УРОКИ ГОНОЧНОЙ ТРАССЫ

Силовые тренировки
Скоростное вождение мотоцикла предъявляет особые требования к мышцам торса, ног, рук и шеи, а также к сердечно-сосудистой системе. Поверьте, стоит вам сбросить вес и укрепить мышцы, и вы станете лучше ездить. Любимые упражнения гонщиков - приседания и отжимания от пола. Особенно внимательно следует относиться к мышцам ног, потому что именно они помогают перемещать тело в повороте. Бег трусцой, горный велосипед, мотокросс - сгодится все, что закачивает ноги. Посещайте спортзал, если есть такая возможность, если нет - не сдавайтесь, отличных результатов можно достичь и доступными средствами.

Вовремя смещайте вес
Мотогонщики, в отличие от обычных мотоциклистов, свешиваются в поворотах. Если учесть, что гоночные мотоциклы гораздо легче дорожных, становится понятным, почему правильный выбор момента свешивания особенно важен. Если свеситься слишком рано, мотоцикл завалится в поворот прежде, чем гонщик будет к этому готов. Если свеситься слишком поздно, уже в наклоне, это дестабилизирует мотоцикл. Но если свешиваться вовремя, появляется волшебное чувство, как будто байк рулит сам.

Больше свесился - меньше наклонился
Когда в следующий раз будете смотреть ГранПри, обратите внимание как гонщики выходят из поворота. В точке апекса пилот свешивается еще больше. Одновременно мягким, почти незаметным движением он как бы отталкивает байк от себя, уменьшая угол наклона. Таким образом, радиус траектории не меняется, но мотоцикл уже готовится к выходу из поворота. Обычным водителям этот прием может быть полезен, если поверхность дороги в повороте неожиданно окажется скользкой. Чем больше вы сместите вес внутрь поворота, тем меньший угол наклона потребуется для его прохождения.

Рулевой демпфер
Это устройство нужно для гашения нежелательных колебаний переднего колеса. Если ускоряться на неровной дороге, переднее колесо начнет болтаться из стороны в сторону. Демпфер погасит эти колебания. Правильно настроенный демпфер практически не влияет на поведение мотоцикла в штатных ситуациях. Но если затянуть его слишком сильно, рулить станет труднее, как будто вы потуже затянули подшипник рулевой колонки. Попробуйте повращать рулем на месте - вы должны чувствовать сопротивление демпфера, но не более того. Демпфер нужен далеко не всем моделям мотоциклов, хотя кое-каким спортбайкам он не помешает. Для гоночных мотоциклов использование демпфера обязательно, поскольку позволяет уменьшить время на круге.

ВРЕЗКА 1
РУЛЕНИЕ И ЗАДНИЙ ТОРМОЗ

Есть два способа уменьшить радиус траектории в повороте - закрыть газ и нажать на задний тормоз. Второй способ чаще применяется на гонках. Дело в том, что если закрыть газ, то переднее колесо загрузится. Но поскольку в повороте оно и так уже идет на пределе сцепных свойств, то может соскользнуть под дополнительной нагрузкой, что приведет к падению. Поэтому гонщики держат ровный газ и чуть-чуть прижимают задний тормоз. Из-за расположения педали тормоза, этот прием легче дается в левых поворотах, поэтому в последнее время на гоночных мотоциклах привод заднего тормоза выносится на руль, чтобы его можно было нажать большим пальцем левой руки. Чтобы не осталось неясностей - одновременно использование газа и тормоза является исключительно гоночным приемом и применяется только на треках. При обычном вождении, если вы хотите затормозить - сначала закройте газ, а если хотите ускориться - отпустите тормоза. Впрочем, задний тормоз может быть полезен и на улице - легкое нажатие на него перед поворотом поможет направить байк на нужную траекторию.

ВРЕЗКА 2
РУЛЕНИЕ И ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ

Легкое нажатие на передний тормоз помогает повернуть мотоцикл. Этот прием расширяет руление газом. Вы сбросываете газ - передняя вилка загружается и мотоцикл охотнее входит в поворот. Если же при этом прижать чуть-чуть передний тормоз, то усилие на руле станет еще меньше.

У вас, наверное, готово возражение, что при нажатии на тормоз мотоцикл уменьшает угол наклона, что совсем нежелательно в повороте. Да, уменьшает, если вы нажмете на тормоз слишком резко, слишком сильно или слишком грубо. Нажимайте плавно. Двигайте рычаг медленно. Мы подробнее обсудим этот прием в главе 6, так же я объясню как trail-braking (торможения в повороте) спасает жизнь на улицах и помогает выигрывать гонки на треках.
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: cirkul 20.03.2009, 18:57:57
Бох мой. Еле осилил. Ну теперь все, побежал практиковаться. :D
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Yury 20.03.2009, 19:52:02
Бох мой. Еле осилил. Ну теперь все, побежал практиковаться. :D

У меня есть мотокнига...качал откуда-то из инета не помню...я ее много раз пытался прочитать только так и не получилось... если кто хочет, могу скинуть оп почте или здесь выложить архив если это возможно...
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: DEN(R) 21.03.2009, 15:35:58
У меня есть мотокнига...качал откуда-то из инета не помню...я ее много раз пытался прочитать только так и не получилось... если кто хочет, могу скинуть оп почте или здесь выложить архив если это возможно...
Скинь пож-та, если не сложно: rossiya_собака_bk_точка_ru
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: baka0000 26.03.2009, 21:05:28
У меня есть мотокнига...качал откуда-то из инета не помню...я ее много раз пытался прочитать только так и не получилось... если кто хочет, могу скинуть оп почте или здесь выложить архив если это возможно...
и мне пожалста тож. заранее спасибо sagara_sсобакарамблер.ру
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: loo 27.03.2009, 12:21:07
Парни, спасибо! +1
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: DEN(R) 27.03.2009, 13:58:31
Cкомпоновал по главам прямо из инета в документ ВОРД, исправил орфографические ошибки, и выкладываю целиком книгу: Ник Йенач "Техника спортивной езды" !

http://files.mail.ru/2YLBA4   Архив имеет информацию для восстановления.

ОБЯЗАТЕЛЬНА ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ ВСЕМИ КАТЕГОРИЧЕСКИ!

СПАСИБО!!!
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: SS_CCL 27.03.2009, 17:07:41
http://sinus.vl.ru/forum/showthread.php?t=12722
Кому интересно, здесь ооочень много чтива
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Yury 27.03.2009, 17:22:17
http://sinus.vl.ru/forum/showthread.php?t=12722
Кому интересно, здесь ооочень много чтива
Шикарно!!! Столько книг!!! СПАСИБО!!!
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: SS_CCL 27.03.2009, 17:51:22
Пожалста!))
Все поскачивал, а никак не прочту.
http://thunder.ru/highside_braking.htm
И еще про чтение книжек с форума мотошколы, типа не все полезно, что написано
http://motoshkola.ru/newforum/viewtopic.php?t=4528
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Victor 10.04.2009, 02:33:39
сапсибо за ссылки!!  :)
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Барышня Бэтмен 19.10.2009, 00:47:07
После мотокурсов, был удивлен, что на скоростях выше 25 км/час чтобы повернуть (перестроиться) в лево, надо повернуть руль вправо :-)  Кто-то может объяснить доступно, по каким физическим законам такое происходит?
Тема не шевелилась давно, но все же у меня есть желание поделиться некоторыми знаниями.
Немного гироскопической теории :)
Есть такой объект в природе, называется гироскоп - это вращающееся вокруг своей оси симметрии тело. При этом ось может перемещаться, вращаться относительно еще какой-либо оси и т.д. и т.п. Именно так, если говорить об общем случае гироскопа, и как это трактует теоретическая механика.
В нашем случае гироскоп - это колесо. Причем оба. Но рассматривать мы будем переднее, потому как усилие в виде пары сил (он же момент), приложенных к рулю, передается на переднее колесо. 
Так вот, у этих самых гироскопов есть очень интересное свойство, если рассматривать его в сравнении с невращающимися телами.
При приложении момента относительно оси, перпендикулярной оси собственного вращения гироскопа, при наличии степени свободы ось собтвенного вращения стремиться совместиться с осью, относительно которой приложен момент.
В нашем случае вращается колесо, ось собственного вращения колеса параллельна плоскости асфальта и перпендикулярна плоскости колеса. Вращательное движение, которое сообщаем мы, направлено вокруг оси, параллельной плоскости колеса и перпендикулярной плоскости асфальта (ось поворота руля). Оси двух вращений в нашем случае перпендикулярны, и есть степень свободы, благодаря которой мотоцикл наклоняется, потому что одна ось стремиться совместиться со второй, и благодаря этому наклону совершается поворот.
Виной всему возникающий гироскопический момент.
Если не вдаваться в дальнейшую теорию, можно провести опыт в быту, даже два  :D это для интересующихся.
Взять обычный детский волчок, сначала просто его поставить, не вращать, и толкнуть от себя (толкать лучше в ручку, которой он разгоняется) - волчок завалится от вас в направлении приложения усилия.
А теперь раскрутите волчок, и опять толкните его от себя. В зависимости от того, в какую сторону он вращается, он завалится либо влево, либо вправо, НО не в направлении, куда вы его толкнули (только толчок должен быть с минимальным по времени контактом для "чистоты" эксперимента :) ) 
Похожий опыт можно провести с тренажером для руки а-ля пауэрбол, они
сейчас очень популярны, и уже прочувствовать все эти силы своей рукой.
Хочу добавить также, что на скоростях менее 25 км/ч этот эфеект также имеет место быть, просто он пренебрежимо мал и потому не проявляется так значительно.
Если кому интересно, от чего это зависит, что на это влияет и тд, можно окунуться больше в теорию и формулы, могу с этим помочь, но дабы не превращаться в зануду, на этом повествование заканчиваю  ;D

Надеюсь, получилось доступно..  :o
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Legos 19.10.2009, 01:17:28
А я прогуливал термех и мне непонятно. :)
 
То есть если заложить мотоцикл в повороте, то он стремится положиться в другую сторону, да?
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Барышня Бэтмен 19.10.2009, 12:00:11
А я прогуливал термех и мне непонятно. :)
 
То есть если заложить мотоцикл в повороте, то он стремится положиться в другую сторону, да?

Не надо никого закладывать  ;D

А если серьезно, что то ты подразумеваешь под словом закладывать мотоцикл? Маневрирование корпусом? Тогда ответ нет. Основное, на что следует обратить внимание, это то, что вращения, происходят в разных плоскостях, перпендикулярных друг другу, поэтому закладывать в одну сторону и поворачивать при этом в другую не получится. Есть плоскость колеса, пусть будет условно А, а есть плоскость поворота руля (параллельно асфальту) - условно В. Совершая вращение в плоскости В и при наличии вращения в плоскости А, происходит вращение уже всей системы (мотоцикл) в третьей оставшейся плоскости - условно С, или относительно оси мотоцикла (проходит от оси первого колеса к оси второго колеса), если так удобно, что и наклоняет его влево или вправо.
Это свойство присутсвует у любого вращающегося тела, степень его проявления зависит от скорости вращения и массы. Зависимость прямая.
Загрузила? :D
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Legos 19.10.2009, 17:48:42
Лучше в картинках :)
 
Закладывать - это значит наклонять в сторону поворота.
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Барышня Бэтмен 20.10.2009, 23:56:44
Лучше в картинках :)
Ок, картинки будут чуток попозже, постараюсь во всех красках  :D
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Барышня Бэтмен 25.10.2009, 01:13:06
Блин, товарищи, жесть, написала ответ с картинками, и длинный такой, а оно не дало отправить, потому как не подходит формат вложения.. И сбросило весь текст.. :'(
готовлю второй дубль..
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: StreetFighter 25.10.2009, 01:16:30
Обидно!!! :-[ Ну держись!!! ;)
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Барышня Бэтмен 25.10.2009, 01:30:49
и так, второй дубль  :)
Если картинки не очень понятны, пишите, перерисую  :D

первая картинка - это к общей теории.
Вращающееся тело с осью собственного вращения Y и с собственным вращением Wy - розовый цвет, при воздействии относительно оси Z со скоростью Wz - зеленый цвет, поворачиватеся вокруг оси X со скоростью Wx - синий цвет. Направление результирующего вращения (синего) зависит от направления первых двух вращений.

Вторая картинка схематично применительно к колесу. Те же обозначения и цвета. Собственное вращение колеса - розовый, вращение (поворот) руля - зеленый, и результирующее вращение, наклоняющее байк - синий.

Это все очень приближенно, там все гораздо сложнее, но это на пальцах, почему контрруление происходит именно так.

Физику процесса я описала выше.

Вот еще для общего развития  :D
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF

Legos, что же касается закладывать байк, я не совсем согласна с таким словом применительно к контррулению. Ты его не закладываешь, ты поворачиваешь руль. Это разные вещи. И вследсвие поворота руля он наклоняется. Ты наклоняешься вместе с ним.
Я не говорю о езде на коленочке. Это высший пилотаж и там свои маневры, сама не пробовала ;D потому пока не могу ничего сказать 



: Re: Вопросы кинетики и инерции
: StreetFighter 25.10.2009, 02:38:21
+1 Nastya а ты молодец, все так научно объяснила!!! Спасибо большое ;)
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Legos 25.10.2009, 12:06:02
Научно :) Спасибо, понятно :)
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Барышня Бэтмен 25.10.2009, 12:42:44
Рада помочь  :) обращайтесь, если что  ;)
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Kochet 02.02.2011, 03:06:22
Рада помочь  :) обращайтесь, если что  ;)

Настя, я вами восхищен! Откуда такие познания?
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: Барышня Бэтмен 02.02.2011, 19:10:45
Настя, я вами восхищен! Откуда такие познания?

За плечами кафедра гироскопической техники :)
Не могу сказать, что с гироскпами на ТЫ, но кое-что знаю.
: Re: Вопросы кинетики и инерции
: CraftMan 25.02.2011, 18:17:50
Вроде эту еще не упоминали. Дэвид Хаф «Искусство вождения мотоцикла»
Рекомендовали в мотошколе. Себе скачал.

Тут
http://mentov.ucoz.net/news/2009-07-31-54
Работает ссылка на Rapidshare