После мотокурсов, был удивлен, что на скоростях выше 25 км/час чтобы повернуть (перестроиться) в лево, надо повернуть руль вправо :-) Кто-то может объяснить доступно, по каким физическим законам такое происходит?
Тема не шевелилась давно, но все же у меня есть желание поделиться некоторыми знаниями.
Немного гироскопической теории
Есть такой объект в природе, называется гироскоп - это вращающееся вокруг своей оси симметрии тело. При этом ось может перемещаться, вращаться относительно еще какой-либо оси и т.д. и т.п. Именно так, если говорить об общем случае гироскопа, и как это трактует теоретическая механика.
В нашем случае гироскоп - это колесо. Причем оба. Но рассматривать мы будем переднее, потому как усилие в виде пары сил (он же момент), приложенных к рулю, передается на переднее колесо.
Так вот, у этих самых гироскопов есть очень интересное свойство, если рассматривать его в сравнении с невращающимися телами.
При приложении момента относительно оси, перпендикулярной оси собственного вращения гироскопа, при наличии степени свободы ось собтвенного вращения стремиться совместиться с осью, относительно которой приложен момент.
В нашем случае вращается колесо, ось собственного вращения колеса параллельна плоскости асфальта и перпендикулярна плоскости колеса. Вращательное движение, которое сообщаем мы, направлено вокруг оси, параллельной плоскости колеса и перпендикулярной плоскости асфальта (ось поворота руля). Оси двух вращений в нашем случае перпендикулярны, и есть степень свободы, благодаря которой мотоцикл наклоняется, потому что одна ось стремиться совместиться со второй, и благодаря этому наклону совершается поворот.
Виной всему возникающий гироскопический момент.
Если не вдаваться в дальнейшую теорию, можно провести опыт в быту, даже два
это для интересующихся.
Взять обычный детский волчок, сначала просто его поставить, не вращать, и толкнуть от себя (толкать лучше в ручку, которой он разгоняется) - волчок завалится от вас в направлении приложения усилия.
А теперь раскрутите волчок, и опять толкните его от себя. В зависимости от того, в какую сторону он вращается, он завалится либо влево, либо вправо, НО не в направлении, куда вы его толкнули (только толчок должен быть с минимальным по времени контактом для "чистоты" эксперимента
)
Похожий опыт можно провести с тренажером для руки а-ля пауэрбол, они
сейчас очень популярны, и уже прочувствовать все эти силы своей рукой.
Хочу добавить также, что на скоростях менее 25 км/ч этот эфеект также имеет место быть, просто он пренебрежимо мал и потому не проявляется так значительно.
Если кому интересно, от чего это зависит, что на это влияет и тд, можно окунуться больше в теорию и формулы, могу с этим помочь, но дабы не превращаться в зануду, на этом повествование заканчиваю
Надеюсь, получилось доступно..