Да, тема действительно очень интересная...
Полазил по Инету и вот основные тезисы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лямбда-зондДатчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в выхлопных газах и в атмосфере.
Первые "лямбда-зонды" были резистивными, т.е. изменяли свое сопротивление. Современные датчики работают как пороговые элементы.
?=1 — стехиометрическая (теоретически идеальная) смесь
?>1 — бедная смесь
?<1 — богатая смесь (избыток бензина, воздуха не хватает для полного сгорания)
http://www.hondaworld.ru/honda_repair_37.htmЗачем нужен лямбда-зонд?
Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе - катализаторы) - устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам "долголетие" невозможно - вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2-датчик, он же лямбда-зонд (ЛЗ).
Мне показалось важным:
При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.). Особенностью циркониевого лямбда-зонда является то, что при малых отклонениях состава смеси от идеального (0,97 Ј l Ј 1,03) напряжение на его выходе изменяется скачком в интервале 0,1 - 0,9 В (график 2).
То есть двигатель вполне способен работать и без этого датчика при определённой программе.
Если ЛЗ "врет"
В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в отработавших газах, снижение динамических характеристик, но машина при этом остается на ходу. В некоторых моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда очень серьезно и начинает так рьяно увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива, что запас горючего в баке "тает" на глазах, из трубы валит черный дым, СО "зашкаливает", а двигатель "тупеет" и на ближайшую СТО вам, скорее всего, придется добираться на буксире.
При сгоревшем или отключенном лямбда-зонде.
содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1 - 0,3% до 3 - 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. запаса хода винта качества смеси может не хватить. В автомобилях, система l-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее. В случае отказа второго лямбда-зонда (или "пробивки" секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя практически невозможно.
У меня в Пежо-308 зимой, после старта, инжектор, с какого-то перепуга, ливанул в выхлопную трубу бензика и, видимо он там загорелся. У меня система, как раз с двумя ЛЗ. Компьютер тут же сообщил, об отказе системы очистки выхлопа. Что творилось с движком надо было записывать!!! Его так колбасило!!! Через 2-3 минуты, видимо, бензик там благополучно прогорел, и после рестарта движка всё заработало опять как часы.
Глюки.