Автор Тема: Немного о торможении...  (Прочитано 17490 раз)

Оффлайн MaxyS

  • Живу я тут
  • ******
  • Сообщений: 4851
  • Авторитет: 144
  • Пол: Мужской
  • ninja zx6r + husaberg te250 + kawasaki kx450f
    • Мото-Учебка. Основы мотобезопасности.
Немного о торможении...
« : 14.10.2013, 12:42:47 »
Продолжаю подкидывать говнецо на вентилятор изливать свои соображения на мототему))
Цитировать
Начитавшись последних постов про экстренное торможение на мотоцикле решил высказать пару своих мыслей по этому поводу. К сожалению очень много разных мнений, практически у каждого человека техника торможения своя. Кто-то говорит что тормозить надо двигателем, кто-то говорит что только передним тормозом и так далее. Сейчас я попробую привести свои мысли в порядок и оформить их во что-то читаемое;)




 Сейчас мы будем говорить экстренное торможение на прямой. Именно ЭКСТРЕННОЕ и именно на ПРЯМОЙ, когда мотоцикл расположен строго вертикально а под колесами более-менее приличный асфальт. Маневрирование и торможение в поворотах это отдельная тема, поэтому мы ее пока не рассматриваем, возможно в дальнейшем я и напишу про это если кому-то будет интересно.

 Итак наша задача максимально эффективно остановиться без ущерба здоровью, любыми приемлимыми способами.

 Для начала развеем несколько мифов и откажемся от стереотипов.

 1. «Я вижу что не успеваю оттормозиться и ложу мотоцикл.» — самая бредовая отговорка пилота который не справился с управлением и просто напросто упал. Железо и пластик скользят по асфальту намного лучше резины и мотоцикл на боку летит как по льду. Вывод — мотоцикл «ложить» нельзя ни в коем случае, упал — улетел еще дальше.

 2. «Передний тормоз главный, так везде пишут, пользуюсь только им.» Очередное заблуждение. Передний тормоз главный, но не единственный. Наверное инженеры проектирующие мотоциклы не дураки и не станут просто так от балды ставить на мот задний тормоз. Задний тормоз малоэффективен при экстренном торможении именно как тормоз, он играет немного другую роль о которой мы поговорим позже.

 3. «Тормозить двигателем эффективнее чем задним тормозом.» Тоже заблуждение. Вот в этом пункте обычно начинаются холивары и крики что «ты просто не умеешь тормозить двигателем!!!» Давайте разберемся. Что такое по сути свое торможение? Это создание сопротивления вращению колеса. Если это сопротивление превышает силу сцепления колеса с дорогой, то колесо блокируется, то есть идет юзом. Если сопротивление мало то торможение неэффективно. Значит надо найти ту грань при которой мы создадим максимальное сопротивление вращению колеса не потеряв при этом сцепления с дорогой. Максимальный эффект торможения достигается при работе тормозом на грани срыва колеса. Двигателем это сделать попросту невозможно. Во-первых: сопротивление двигателя неравномерно и никак не контролируется нами. Например на одной передаче при уменьшении скорости сопротивление двигателя уменьшается, а при уменьшении скорости до холостого хода двигатель напротив будет пытаться разогнать мотоцикл. Во вторых: Если все-же отщелкивать передачи вниз со сцеплением то в моменты выжима сцепления мы полностью теряем сопротивление вращению колеса. Так-же при переключении получаем ступенчатое торможение. То есть отщелкиваем 6 передач, получаем 6 рывков в торможении каждый из которых далек от торможения на гране срыва. Добиться равномерного и эффективного торможения можно только тормозом. Проведите простой эксперимент. На площадке разгонитесь например до 40км/ч и попробуйте оттормозиться ТОЛЬКО двигателем. И сделайте то-же самое ТОЛЬКО тормозом. Заодно убедитесь что блокировка заднего колеса на прямой совершенно не страшна))

 Немного теории. Всем известно что чем лучше сцепление с асфальтом тем эффективнее можно тормозить. А так-же что наиболее эффективный тормоз это передний. Значит прежде чем начать торможение надо попытаться улучшить сцепление его с дорогой. Причем делать это надо до начала торможения передним тормозом, в противном случае из-за слабого сцепления переднего колеса с дорогой мы рискуем сорвать его в юз. Это можно сделать только увеличив давление шины на асфальт. На мотоцикле это значит перенести вес на переднюю часть мотоцикла. Можно конечно попросить кого-то сесть на бак, но боюсь на ходу сделать это будет проблематично:) Значит единственный способ этого добиться это создание отрицательного ускорения, то есть торможения. Тогда центр тяжести системы мотоцикл-пилот смещается немного вперед, тем самым сжимая переднюю вилку и увеличивая давление покрышки на асфальт.

 Однако мы говорили что создать это давление надо перед торможением передним тормозом. Есть 3 способа этого добиться.

 1. Сбросить газ, так называемое торможение двигателем. Однако он не всегда подходит. Например если тормозить понадобилось тогда когда мы только что переключились на повышенную передачу. А на низких оборотах торможение двигателем неэффективно. Сбрасывать передачу вниз? Теряем драгоценное время.

 2. Плавно начать тормозить передним тормозом. Неплохой вариант, но грозит тем что экстренном торможении можно запросто сорвать переднее колесо еще в самом начале торможения.

 3. Задний тормоз. Ну вот наконец и главный помощник в этом деле. Задача заднего тормоза при экстренном торможение это вовсе не торможение как таковое, в этом плане он малоэффективен. А вот его тормозного усилия вполне достаточно чтобы придать мотоциклу отрицательное ускорение и тем самым загрузить переднюю вилку увеличив сцепление переднего колеса с асфальтом.

 После того как мы загрузили передок можно уже приступать непосредственно к торможения передним тормозом. Резко давить на него не надо, это опять-же приведет к блоку колеса или стоппи если передок хорошо загружен и хорошая резина.

 А нужно-ли выжимать сцепление? Я считаю что нужно. В экстренном торможении двигатель будет только мешать торможению по причинам описанным выше. Тратить время на переключение передач неразумно, отвлекаться на обороты тоже.

 Собственно сама техника:
 Одновременно выжимаем сцепление и задний тормоз, тем самым нагружая перед мотоцикла. через доли секунды, практически сразу-же за этим начинаем выжимать передний тормоз, быстро но плавно, постоянно увеличивая усилие. Чем сильнее тормозим тем больший вес переходит с заднего колеса на переднее, так что не удивительно что в какой-то момент заднее колесо сорвет и оно уйдет в юз. Ничего страшного, тормоз можно не отпускать до полной остановки мотоцикла, а можно и отпустить слегка и восстановить ему сцепление с асфальтом, но при условии что зад не увело в сторону, иначе при восстановлении сцепления может очень хорошо кинуть в сторону, а там и до хайсайда недалеко)

 Загружаем перед и только после этого тормозим. Почти одновременно. Никаких длинных пауз. Это аксиома. Это надо постоянно отрабатывать на площадке до полного автоматизма. Чтобы не было такого «Да я вроде знал, а тут чо-то растерялся...».

 Всем удачи и ровных дорог.

 P.S. Небольшой совет. Никогда не экономьте на резине, это Ваша жизнь!
Учись ездить, а не гонять!

Оффлайн Slow

  • В теме
  • ****
  • Сообщений: 903
  • Авторитет: 66
Re: Немного о торможении...
« Ответ #1 : 14.10.2013, 18:28:02 »
Хорошо написано, уважамба!)
Внесу свои 5 копеек)
Моё личное мнение (и моё экстренное торможение на Ninja 300) - это работа только передним тормозом с выжатым сцеплением.
Можно провести небольшой эксперимент.
Поездить по площадке и похлопать слегка по заднему тормозу, обратить внимание на глубину провала вилки.
Точно так же покататься хлопая по переднему тормозу. Можно заметить что "глубина проваливания" вилки или "кивков мотоцикла" значительно глубже и наступает раньше, чем от заднего тормоза. А значит это что нагрузка вилки для увеличения  сцепления передней покрышки с дорогой наступает раньше и прогрессивнее.
Почему я не использую задний тормоз - потому что даже с абсом есть вероятность юза. Я много раз пробовал так тормозить, и с движком, и приотпускать тормоз задний - всегда шёл юз заднего. Это частичная потеря управляемости. Меня это сильно отвлекает и даже если мот поднимается на переднее - лучше в этот момент иметь мот корпусом сонаправленный последнему вектору движения, а не загибающий попу вбок. Поэтому я от заднего тормоза в экстренном торможении полностью отказался.

В итоге действия сведены к минимуму: опасность -> одновременное выключение сцепления + быстрая загрузка вилки передним тормозом -> сильный дожим рычага переднего тормоза.

Решение принято и отработано (конечно же малое  :wacko: )множество раз, но это моё самое эффективное замедление, быстрее тормозить не умею, как ни пробовал.
Возможно у кого-то получается остановиться быстрее комбинированными торможениями, готов посоревноваться и с удовольствием научиться новому)
« Последнее редактирование: 14.10.2013, 18:29:17 от Slow »

Оффлайн MaxyS

  • Живу я тут
  • ******
  • Сообщений: 4851
  • Авторитет: 144
  • Пол: Мужской
  • ninja zx6r + husaberg te250 + kawasaki kx450f
    • Мото-Учебка. Основы мотобезопасности.
Re: Немного о торможении...
« Ответ #2 : 14.10.2013, 18:35:15 »
Я так-же пробовал раньше тормозить только передним, вот результат: http://bikepost.ru/blog/34706/Sizhu-pju-pivo-i-razbiraju-svoj-polet.html
 :crazy:
После этого много времени провел на площадке экспериментируя с разными приемами торможения и максимального успеха добился как раз с грамотной работой задним тормозом...
Кстати загрузить переднюю вилку лучше всего сбросив газ + выжав задний + выжав передний, то есть использовать ВСЕ возможности мотоцикла. Однако это сложнее всего все одновременно сделать грамотно и не пережать тормоза. А в экстренной ситуации если мало опыта вместо того чтобы загрузить перед можно попросту заблокировать колесо...
Учись ездить, а не гонять!

Оффлайн Slow

  • В теме
  • ****
  • Сообщений: 903
  • Авторитет: 66
Re: Немного о торможении...
« Ответ #3 : 14.10.2013, 18:39:05 »
Я так-же пробовал раньше тормозить только передним, вот результат: http://bikepost.ru/blog/34706/Sizhu-pju-pivo-i-razbiraju-svoj-polet.html
 :crazy:
После этого много времени провел на площадке экспериментируя с разными приемами торможения и максимального успеха добился как раз с грамотной работой задним тормозом...
Кстати загрузить переднюю вилку лучше всего сбросив газ + выжав задний + выжав передний, то есть использовать ВСЕ возможности мотоцикла. Однако это сложнее всего все одновременно сделать грамотно и не пережать тормоза. А в экстренной ситуации если мало опыта вместо того чтобы загрузить перед можно попросту заблокировать колесо...
боюсь так можно сделать и если много опыта) Вопрос ситуации. Слова "одновременно" и "грамотно", а ещё очень важно "быстро"... всё это достигается только отработкой. Когда будешь снова на коне - едем на площадку)

Оффлайн Tim

  • Мото-Мастер
  • Живу я тут
  • ****
  • Сообщений: 4269
  • Авторитет: 647
  • Пол: Мужской
  • Тима 8-915-360-10-69
Re: Немного о торможении...
« Ответ #4 : 14.10.2013, 21:24:52 »
А я с дядей полностью согласен, особенно с "PS"
Сервис, запчасти, расходники, акссесуары,  экипировка - www.thm-service.ru


Оффлайн MaxyS

  • Живу я тут
  • ******
  • Сообщений: 4851
  • Авторитет: 144
  • Пол: Мужской
  • ninja zx6r + husaberg te250 + kawasaki kx450f
    • Мото-Учебка. Основы мотобезопасности.
Re: Немного о торможении...
« Ответ #5 : 14.10.2013, 22:51:07 »
А я с дядей полностью согласен, особенно с "PS"
Ну так не просто так я это PS добавил, разницу в резине ощутил огромную когда ты мне конти поставил)))
P.S. Я еще молод чтобы быть дядей, хотя племянников и племянниц у меня куча :grin:
боюсь так можно сделать и если много опыта) Вопрос ситуации. Слова "одновременно" и "грамотно", а ещё очень важно "быстро"... всё это достигается только отработкой. Когда будешь снова на коне - едем на площадку)
Непременно) Трек так-же очень полезен в плане понимания физики разгона, торможения и маневрирования, джимхана для медленного и быстрого движения в ограниченном пространстве, ну а на площадке можно все что угодно отрабатывать. Мы например даже через препятствия прыгали всякие, очень занимательно)
Учись ездить, а не гонять!

Оффлайн Tim

  • Мото-Мастер
  • Живу я тут
  • ****
  • Сообщений: 4269
  • Авторитет: 647
  • Пол: Мужской
  • Тима 8-915-360-10-69
Re: Немного о торможении...
« Ответ #6 : 15.10.2013, 07:44:41 »
P.S. Я еще молод чтобы быть дядей, хотя племянников и племянниц у меня куча :grin:)
в следующий раз поставлю ""
 :grin:
Сервис, запчасти, расходники, акссесуары,  экипировка - www.thm-service.ru


Оффлайн Yaroslav

  • В теме
  • ****
  • Сообщений: 651
  • Авторитет: 66
  • Пол: Мужской
  • Синий Японский 250r 2011
Re: Немного о торможении...
« Ответ #7 : 15.10.2013, 09:03:29 »
Полностью поддерживаю спич Макса!

К Slow добавлю, что ты забыл написать, что мот у тебя с АБС, судя по всему, иначе нагрузка только на передний тормоз мгновенно уводит его в блокировку. А задний, при его исаользовании, подгружает и вилку, как ты справедливо заметил, и не дает так легко блокироваться.
Ну, и на площадке тоже катался, используя мокрый и сухой асфальт для тестов. на мокром много раз работая только передним блокировал колесо прямо на ходу! на секунду, и разблокировал обратно, не упал ни разу )))   
Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и жалеть о нерешительности.

Оффлайн vavdog

  • Модераторы
  • Местный мототролль
  • *****
  • Сообщений: 7288
  • Авторитет: 724
  • Пол: Мужской
  • Разно-Ninja250R-NC700XA-CTX700D
Re: Немного о торможении...
« Ответ #8 : 15.10.2013, 13:38:45 »
...про экстренное торможение на мотоцикле...
...очень много разных мнений, практически у каждого человека техника торможения своя...

Итог:
Лучшее экстренное торможение- не доводить до экстренного торможения.
Просчитывать ситуацию.
Ехать спокойно, а не гнать под 200.
И будет вам счастье, аминь.
...vavdog без мотоцикла подобен vavdog'y с мотоциклом, только без мотоцикла...


Оффлайн Dr.Paulan'ыч

  • Модераторы
  • Живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 4172
  • Авторитет: 437
  • Пол: Мужской
  • N 250R => SUZ GSX 650F=>ХХХ F 800 GT=>Мaxsym 400
Re: Немного о торможении...
« Ответ #9 : 15.10.2013, 13:48:58 »
Итог:
Лучшее экстренное торможение- не доводить до экстренного торможения.
Просчитывать ситуацию.
Ехать спокойно, а не гнать под 200.
И будет вам счастье, аминь.
Истину глаголишь! +1
Не учите меня жить! Лучше помогите материально...

Оффлайн Zlobniy

  • Местный мототролль
  • *******
  • Сообщений: 5167
  • Авторитет: 293
  • Пол: Мужской
  • Ninja 300 зеленый совсем...
Re: Немного о торможении...
« Ответ #10 : 15.10.2013, 14:29:41 »
Итог:
Лучшее экстренное торможение- не доводить до экстренного торможения.
Просчитывать ситуацию.
Ехать спокойно, а не гнать под 200.
И будет вам счастье, аминь.
Я не могу под 200...

Оффлайн vavdog

  • Модераторы
  • Местный мототролль
  • *****
  • Сообщений: 7288
  • Авторитет: 724
  • Пол: Мужской
  • Разно-Ninja250R-NC700XA-CTX700D
Re: Немного о торможении...
« Ответ #11 : 15.10.2013, 14:34:00 »
Я не могу под 200...

Два по сто - эффект тот же!
...мне ли тебя учить то?!
 :punish:
...vavdog без мотоцикла подобен vavdog'y с мотоциклом, только без мотоцикла...


Оффлайн MaxyS

  • Живу я тут
  • ******
  • Сообщений: 4851
  • Авторитет: 144
  • Пол: Мужской
  • ninja zx6r + husaberg te250 + kawasaki kx450f
    • Мото-Учебка. Основы мотобезопасности.
Re: Немного о торможении...
« Ответ #12 : 15.10.2013, 14:50:50 »
Я не могу под 200...
Партия сказала "НАДО!" :diablo:
Учись ездить, а не гонять!

Оффлайн Slow

  • В теме
  • ****
  • Сообщений: 903
  • Авторитет: 66
Re: Немного о торможении...
« Ответ #13 : 15.10.2013, 14:56:04 »
Андрей, не доводить это и так понятно, вроде не сорвиголовы. Но ведь если уже нет другого выхода - мы такую ситуацию рассматриваем.
Ярослав, я "забыл сказать" что у меня был мот без абс 250ка так что на абс мою ты не греши)
А насчёт блокировки переднего колеса и езды с этим делом рекомендую сухой асфальт и на нём множественный песок, очень интересное упражнение)
раз ты ни разу не упал)

Оффлайн idbc606

  • Мотомолчун
  • **
  • Сообщений: 78
  • Авторитет: -4
  • Пол: Мужской
Re: Немного о торможении...
« Ответ #14 : 16.10.2013, 15:24:35 »
а про то что надо рывками тормозить забыли??? вобщето при увеличении силы на передний рычаг, колодки начинают скрипеть (свистеть, подвывать?) и от этого толку маловато!!! я вот когда ктото резко вырезает, всегда задний сразу жму, что аж цепь позвезде начинает проскакивать, ну естественно передний дозировано, в зависимости от того, какое расстояние еще есть, еще вот такую хрень заметил - загорается лампочка давления масла, да и вообще мотоцикл глохнет почти всегда (потом конечно сразу заводится если продолжаешь движение) это мне датчик падения надо заменить?
« Последнее редактирование: 16.10.2013, 15:36:12 от idbc606 »